
Первая международная инвестиционная исламская конференция прошла 10 июня в Казани. Мероприятие проводилось властями Татарстана совместно с Исламским банком развития (ИБР).
«На протяжении веков Россию и исламский мир объединяют прочные традиции взаимного уважения, плодотворного культурного, торгового и экономического сотрудничества. Отрадно, что сегодня эти отношения получили дополнительный позитивный импульс», - говорится в приветственной телеграмме премьер-министра РФ Владимира Путина участникам форума, которую зачитал на открытии президент РТ Минтимер Шаймиев.
Международная инвестиционная конференция прошла в рамках исполнения меморандума о взаимопонимании между Татарстаном и ИБР. Это первое подобное мероприятие, прошедшее в стране, не являющейся участницей Организации Исламская конференция.
В форуме приняли участие около 200 человек - представители банков, бизнес-сообществ стран-участниц и наблюдателей ОИК, а также представители посольств ряда арабских стран. Среди участников были также более 110 крупных иностранных и 158 татарстанских компаний.
В дни работы конференции, которой предшествовал научный семинар по исламским финансам, состоялась презентация более 100 инвестиционных проектов Татарстана в сфере машиностроения, нефтедобычи и нефтехимии, здравоохранения, строительства, дорожной инфраструктуры. Намечены важные инвестиционные контракты, которые будут реализовываться в различных регионах страны, не только в тех, которые населены преимущественно мусульманами
Об итогах конференции рассказывает специалист по исламским финансам, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Рената Беккина.
- Как Вы оцениваете конференцию и другие мероприятия по вопросам развития исламских финансов в России, прошедшие в Казани? Будет ли практическое продолжение?
Мне лично довелось принять участие только в семинаре «Исламские финансы – банкинг и страхование», который состоялся в Российском исламском университете 5-6 июня и предшествовал конференции. Я имею некоторый опыт проведения подобных мероприятий и потому могу уверенно утверждать, что организаторы семинара справились с поставленной задачей: собрать международную научно-практическую встречу профессионалов на высшем уровне.
Им удалось пригласить живого классика исламской экономики господина Чапру из Исламского банка развития. Наверное, единственным минусом семинара было то, что на него не пришли представители того же Центробанка, то есть люди, непосредственно ответственные за регулирование банковской деятельности. Однако к чести татарстанских чиновников следует отметить, что семинар открывал заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики Линар Латыпов.
Что касается практических результатов конференции в целом, то не нужно ожидать их немедленно. Важно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Если еще пять лет назад исламские финансы были предметом научных изысканий двух-трех человек в стране, то сейчас выросло немало профессионалов, не понаслышке знакомых с исламскими методами финансирования. Отрадно отметить, что среди них есть и молодые мусульмане – профессионалы высшей пробы.
- В чем причина того, что власти обратили внимание на этот вопрос?
Если говорить об инвестиционной конференции, то интерес властей очевиден - привлечение средств из-за рубежа.
Семинар же был непосредственно посвящен исламским финансам и организован благодаря усилиям компании «Линова» и лично Линара Якупова, Института исламских исследований и подготовки кадров при Исламском банке развития и РИУ. То есть интерес возник со стороны общественности, со стороны бизнесменов-мусульман в Казани. Одно дело, когда о необходимости развивать исламские финансы твердят ученые, другое дело, когда к этому подключаются деловые круги.
- Далеко ли нам до Британии, где власти фактически лоббируют развитие исламского банкинга?
Сложно в ближайшее время ожидать, что российские власти бросятся учреждать исламский банк. Хотя недавно я узнал, что эту идею всерьез обсуждали еще в начале 1990-х в Сбербанке. Иными словами, все идут вперед, а мы назад. От лучшего… к «хорошему».
- Ну когда же откроется в России первый настоящий исламский банк? Как это скажется на развитии экономических отношений нашей страны с исламским миром?
Если мы серьезно рассчитываем на привлечение инвестиций из стран Персидского Залива и на долгосрочное сотрудничество с мусульманскими инвесторами, то создание исламского банка необходимо.
Когда он может появиться? Точную дату я Вам, конечно, не скажу. Но учитывая мировые тенденции, на мой взгляд, это вопрос ближайших трех лет, если речь идет об инвестиционном банке, или банке, работающем с VIP-клиентами. Что касается розничного банка, то процесс его создания займет больше времени. Существуют две точки зрения на то, как учредить исламский банк в немусульманской стране. Одну из них на семинаре озвучил генеральный директор исламского банка из Боснии – Bosna Bank International. По его мнению, можно приспособить практически любой исламский финансовый продукт к действующему в России законодательству. Однако я возразил ему, что при этом придется пойти на сильный компромисс при применении норм Шариата.
- Вслед за Лондоном официальный Париж заявил, что претендует на звание одной из столиц исламских финансов. В чем причина интереса Запада к этой теме?
Интерес этот практический. Интерес профессионалов-финансистов к новым, сулящим прибыль банковским продуктам. В России пока чиновники из регулирующих ведомств живут представлениями каменного века. Помните, во времена холодной войны была популярна такая характеристика: «пещерный антикоммунист». Так вот, до тех пор, пока у нас будут не прагматики, а пещерные исламофобы, процесс будет тормозить. Но остановить его, слава Всевышнему, уже никому не удастся. Глобализация, однако!
Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов
По материалам сайта www.islam.ru