Неподражаемость Корана

Зарипов И. Р.,
зав. библиотекой РИУ, преподаватель коранических наук,
кандидат исламских наук

Распространение ислама по всему миру требует от мусульман еще боль-шей сплоченности, достижение которой немыслимо без совместного изучения Корана[1], его популяризации среди людей всех верований и национальностей. Одной из ключевых форм укрепления дружбы между мусульманами и подня-тия авторитета Священной книги служит глубокое изучение смыслов и значе-ний аятов Корана. А его чудесная неповторимость и неподражаемость всегда влекла к себе сердца верующих.

Коран и доисламское общество

Коран – источник многосторонний и разноплановый. Его роль и место в культурной и религиозной истории человечества трудно переоценить. Почти каждый пятый житель земли считает его источником Божественной мудрости, способным ответить практически на любые вопросы не только дня сегодняшне-го, но и на те, что поставит перед человечеством будущее.

Коран, проповедующий единобожие, полностью разрушил языческие ве-рования арабов, сделав аравийское общество самым передовым в мире. Даль-нейшее распространение Корана арабами среди других народов привело к за-креплению религиозных и моральных норм ислама на огромной территории.

Вот как пишут О.Н. Кучер и О.П. Семотюк в предисловии к своей книге «Ислам»: « В начале VIII века на территории Аравии, считавшейся в те времена периферией мировой цивилизации, появились государства, где господствую-щей религией стал ислам, который через несколько десятилетий неожиданно распространился на колоссальном пространстве от Средней Азии до Испании. Многочисленные народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, се-верной Индии и Испании были объединены в гигантское государство – Араб-ский халифат»[2].

Мекка и весь Аравийский полуостров в доисламском обществе находились в состоянии духовного оцепенения с незапамятных времен. Иудаизм, христианство, учения философов – все это оказало на арабскую мысль влияние самое незначительное и недолговременное, вызвало лишь легкую рябь на зеркале вод тихого озера; в глубинах же все пребывало в за-стойном спокойствии. Народ погряз в суеверии, в жестокости и в пороке… [3].

Грубое идолопоклонство было их религией; темный языческий ужас пе-ред незримым – их верой. В этом жалком состоянии Мекка продолжала пребы-вать безжизненно всего лишь за тринадцать лет до хиджры. Какие изменения произошли за эти тринадцать лет!.. Давно уже тревожила слух мединцев истина иудеев; но лишь волнующие дух речи арабского Пророка прервали их дремоту и побудили обратиться к новой достойной жизни [4].

Коран произвел переворот в самой природе людской: благодаря ему уда-лось достичь высочайших вершин цивилизации человеку, который недавно лишь пребывал на дне бездны. Невероятно короткий срок понадобилися для то-го, чтобы преображение это, вызванное к жизни появлением Священной книги, стало действительностью, в то время как целые столетия реформаторской дея-тельности, истекшие ранее, не дали таких результатов.

Всеобъемлемость Корана

Присутствие Корана в жизни мусульманина и окружающего его общества носит поистине всеобемлещий характер. Человек рождался и получал имя под звуки Корана, его чтением успокаивали больного и кричащего ребенка, на тек-стах Корана человек учился читать и писать, Коран читался при заключении брака, человека судили с помощью системы права, в основе которой лежал Ко-ран, посредством Корана его лечили, тексты Корана, нанесенные на множество бытовых предметов, окружали человека в его каждодневной жизни, передавае-мые из поколения в поколение рукописи Корана служили для записи того, что сегодня называют «актами гражданского состояния», чтение Корана провожало человека в последний путь, тексты Священной книги выбивались на надгроби-ях, рядом с именем умершего [5].

Неподражаемость Корана

Коран – единственная в мире книга, текст которой не был изменен со дня своего появления. Сам Всевышний Аллах обещает верующим, что Он сохранит текст Корана до Судного Дня без искажений:

(إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ). الحجر/9

«Мы ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскресения». (Аль-Хиджр: 9) [6].

Таким образом, можно твердо сказать, что никто и никогда не сможет ис-казить или поменять даже букву в Священной книге ислама, так же как и соз-дать что-либо похожее на Коран. Об этом Всевышний говорит следующее:

(قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتْ الإِنْسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لا

يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا). الإسراء/88.

«Скажи: если бы люди и джинны собрались, чтобы создать подобное Корану с его мыслями, значениями, рассуждениями, они бы не создали подобного ему, даже если бы они все вместе над этим трудились». (ал- Исра, 88)[6].

Коран - это чудесное божественное писание, ниспосланное людям, темой которого являются все стороны бытия - мира ближайшего, в котором мы живем и мира последующего, тайного, ожидаемого. Коран рассматривает оба эти уровня бытия, оба аспекта жизни - ближайшей и последующей. Нет ни одного аята, который, повествуя об одном из этих двух миров, не сопрягал бы его, так или иначе, с другим. Отсюда такое богатство смысловых оттенков, которые приобретают слова в тексте Корана.

Например, подсчитано, сколько в тексте Корана имен существительных, глаголов и частиц. Но мы не в состоянии объять все их смысловые значения, ибо слова Корана в их общем объеме являются исходным пунктом для старта в нескончаемый мир познания.. Аллах Всемогущий, Всевышний наделяет Своей милостью Своих подданных, отдавая людям в каждый промежуток времени лишь маленькую определенную долю из Знания, держателем которого является Он, и только некоторым из Своих созданий дает Он возможность овладеть ка-кой-то частью этого Знания. Всевышний говорит:

) الإسراء/85 (وَمَا أُوتِيتُمْ مِّنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلاً

«Вам же дано очень мало знаний. Знания Аллаха Всевышнего необъятны!» (ал-Исра, 85)[6]. Это изречение всегда будет актуальным для людей вплоть до Дня Воскресения: какого бы уровня науки ни достиг человек и сколько бы он ни познал из тайн Вселенной, в конечном итоге он достигает лишь ничтожной доли из абсолютного Знания, на что специально указывает Священный Коран:

(حَتَّى إِذَا أَخَذَتِ الْأَرْضُ زُخْرُفَهَا وَازَّيَّنَتْ وَظَنَّ أَهْلُهَا أَنَّهُمْ قَادِرُونَ عَلَيْهَا أَتَاهَا أَمْرُنَا لَيْلًا أَوْ نَهَارًا فَجَعَلْنَاهَا حَصِيدًا كَأَنْ لَمْ تَغْنَ بِالْأَمْسِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ) يونس/24.

«...А когда земля была уже украшена, и люди убедились, что они полные её хозяева и целиком владеют ею и будут наслаждаться её плодами и благами, то неожиданно для них - по Нашему велению - всё разрушается и уничтожается на ней. Она стала такой, будто никогда и не была разукрашенной, и не обитали на ней люди. В обоих случаях было процветание и блага, которым радовались люди, а потом наступило разрушение и уничтожение. И так же как Аллах разъ-яснил и доказал это людям через ясные примеры, Он разъяснил аяты и содер-жащиеся в них знамения и учение людям, размышляющим, разумным!» (Йунус, 24)[6].

Да, земля приобретает великолепный вид и обнаруживает свою красоту. Все ее уголки обустраиваются, украшаются и наряжаются, и тем демонстрирует она тот уровень могущества, которого в состоянии достичь человек. Но все, че-го люди достигают в своем стремлении к всеохватной власти над этой землей, - ничто иное, как мираж их самоутверждения, что клятвенно подтверждает Все-вышний, говоря:

(فَلَا أُقْسِمُ بِمَا تُبْصِرُون َوَمَا لَا تُبْصِرُونَ) الحاقة/38-39

«Но нет!Клянусь тем, что вы видите из видимых предметов, и тем, что вы не видите из сокровенного!» (ал-Хакка, 38-39) [6].

В силах ли мы постичь всю глубину такой клятвы: «…Клянусь тем, что вы видите, и тем, что не видите!»? Дано ли нам понять всю полноту смысла, пере-даваемого местоимением «тем» в контексте аята «тем, что вы видите» и аята «тем, чего не видите»? Объем содержания и того, и другого ведом только Алла-ху, Который:

(وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ) النحل/8

«...творит то, чего вы не знаете». (ан-Нахл,8) [7]. Свойством Его является способность творить, расширять и продлевать, о чем в Коране говорится:

(كُلَّ يَوْمٍ هُوَ فِي شَأْنٍ) الرحمن/29

«Каждый день Он за делом» (ар-Рахман, 29) [7] и

(وَالسَّمَاءَ بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ وَإِنَّا لَمُوسِعُونَ) الذاريات/47

«И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы - расширители» (аз-Зарият, 47) [7]. Да, Вселенная постоянно расширяется. Уже в наше время было эксперимен-тально обнаружено, что она расширяется со скоростями, превышающими ско-рость света. Не чудо ли, что Священный Коран оповестил об этом задолго до открытий современной науки, в чем в который раз проявилась его истинная чу-десность и неподражаемость, для совокупного обозначения этого в арабском языке служит специальный термин «И'джаз (иджаз) аль-Куран», что можно пе-ревести как чудесная неповторимость и неподражаемость Корана. Сам этот термин отсутствует, как в Коране, так и в изречениях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был рожден теми, кто пришел уже позже, дабы выразить суть того вызова, который явил собой Коран для курайшитских языч-ников (представителей племени курайш, составлявших большинство жителей Мекки во времена Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), как, впрочем, и для всех людей. Именно в самый переломный момент спора относи-тельно божественной истинности Корана, Аллах решил проблему, ниспослав аят:

(قُلْ لَئِنْ اجْتَمَعَتْ الإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا). الإسراء/88.

«Скажи: Если бы люди и джинны собрались, чтобы создать подобное Ко-рану с его мыслями, значениями, рассуждениями, они бы не создали подобного ему, даже если бы они все вместе над этим трудились». (ал- Исра, 88) [6].

Чудесная неподражаемость Корана была осознана мусульманами первого поколения сразу после его ниспослания благодаря неповторимой гармонии ме-жду передаваемыми им смыслами и их языковым оформлением, что послужило мощнейшим толчком к развитию в числе коранических наук детальнейших от-раслей, связанных именно с языком и стилем Священного Корана. Со временем развились даже целые теории, пытавшиеся раскрыть суть его неподражаемости. Одни ученые, например, считали, что ее главная сторона представлена тем за-ложенным в Коране Знанием, что послужило отправной точкой для возникно-вения и развития многих наук, для разъяснения многих тайн мироздания. Дру-гие связывали неподражаемость Корана прежде всего с теми основаниями, ко-торые он дал развитию судебно-правовой или экономической систем. Для при-мера можно обратиться к положениям Корана о категорическом запрете на рос-товщичество как источник многих человеческих бед.

Вот уже прошло много веков со времени ниспослания Корана и было сде-лано множество открытий во всех областях науки, но ни разу не произошло так, чтобы наука противоречила Корану. Менялись времена, культура народов, их быт, но ни разу за этот долгий период не было обнаружено ни одной неточно-сти в учениях Корана [8].

Священный Коран, раскрывая тонкости Вселенной и истины жизни, от-личается своей спецификой, пронизывающей сердца и оставляющей большой отпечаток в утверждении веры и её усилении [9].

Все аяты Корана удивительным образом взаимосвязаны. Так, аяты при-зывающие к единобожию и поклонению Аллаху совершенно логично сплета-ются с аятами, направляющими умы людей к размышлениям над божественной мощью, сотворившей Вселенную, о совершенстве сего творения Аллаха, над удивительной его красотой. Одно то, что люди начинают задумываться над этими вопросами, означает приближение человека к тайным законам бытия, к познанию всей Вселенной. Всевышний сказал:

(أَوَلَمْ يَنظُرُوا فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا خَلَقَ اللَّهُ مِنْ شَيْءٍ وَأَنْ عَسَى أَنْ يَكُونَ قَدْ اقْتَرَبَ أَجَلُهُمْ فَبِأَيِّ حَدِيثٍ بَعْدَهُ يُؤْمِنُونَ) الأعراف/185.

«Они не уверовали в призыв Мухаммеда - да благословит его Аллах и приветствует! - поклоняться одному Аллаху и не размышляли о великой власти Аллаха над небесами и землёй, которая указывает на всю полноту Его мощи как Творца и на то, что Он Един. Они не думали, что смерть может настичь их скоро, и не спешили к прямому пути истины до того, как смерть застанет их врасплох. Если же они не уверовали в Коран, тогда в какое учение после этого они уверуют?» (ал-А’раф, 185) [6].

В другом аяте говорится:

(لَخَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَكْبَرُ مِنْ خَلْقِ النَّاسِ

وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ) غافر/57.

«Клянусь, творение небес и земли более великое деяние, чем творение людей. Но большая часть людей не знает этого и не уверовала в воскресение, хотя они признали, что Аллах - Творец небес и земли!» (Гафир, 57) [6].

Секрет неподражаемости Корана заключается в том, что он понятен людям всех возрастов, степеней образованности, социального положения. Загадка кроется в многоуровневости содержания любого из аятов. Верхний предельно ясный семантический пласт доступен даже пониманию ребенка. Но для внимательного и вдумчивого ученого этот же аят может открыть беспредельные глубины смыслов и значений, поражающих своей мудростью и простотой. Одни видят в аяте из Корана лаконичную, ёмкую, краткую мудрость, другие – целый раздел науки, написать о котором не хватит даже нескольких томов [8].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что Коран – это универсальный неподражаемый источник знания, содержание которого изучается уже много веков, но исчерпать все смыслы которого невозможно, так как эта книга подобна бездонному и неисчерпаемому источнику.

Свобода научных исследований известна и признана Исламом. Она не препятствует никому, кто бы желал поиска, исследования и изучения видов научной неподражаемости в Коране по следующим причинам:

  1. Так как научная истина не противоречит коранической истине. Разве источником обоих истин не является Всевышний Аллах? Разве истины относящиеся к бытию и коранические истины не произошли по воле Великого Создателя вселенной?
  2. Неправильно будет считать, что научные теории постоянно изменчивы.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить роль Корана как по-средника между человеком и окружающим миром. Именно через Коран воз-можно обретение знания, и постепенное познание основ мироздания.

На таком фоне в относительной тени оказались изыскания, связанные с собственно кораническим Словом, с его неподражаемостью, с тем, как Коран преобразовал сам арабский язык, на котором он был ниспослан и который уже до начала исламского призыва Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует достиг зрелого совершенства и с большим искусством и мастерст-вом использовался арабами в их замечательном художественном творчестве – особенно поэтическом. Можно даже сказать, что их язык стал как бы большим собранием стихотворных поэм. Любовь арабов к своему языку даже чем-то на-поминала обожествление язычниками своих идолов. Но вот пришел Коран, и арабы вдруг оказались в совершенно необычной, буквально-таки поразившей их воображение ситуации. Именно тогда один из них, услышав аяты ниспосы-лаемого Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, Кора-на, сказал: "Я слышал такую речь, которая по своим качествам не соответствует ни выражениям людей, ни джиннов".

Попробуем представить примеры того, что с самого начала могло так пора-зить арабов в Коране. Думается, что такие примеры должны быть связаны, пре-жде всего, с приданием новых неожиданных смыслов многим и многим при-вычным арабским словам, с превращением их в фундаментальные термины но-вого мировоззрения и идеологии. Обычные, известные слова, сохраняя в Коране и свои первоначальные относительно узкие значения, вдруг расцветились но-выми значениями, новой стилистической окраской для выражения самых высо-ких идей.

Возьмем к примеру слово «джанна» - сад В Священной Книге мы находим его употребление в исходном, так сказать, предметном значении:

(إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ وَلَا يَسْتَثْنُونَ) القلم/17-18.

«Поистине, Мы подвергли мекканцев испытанию: Мы даровали им ми-лость, но они не уверовали. Подобному испытанию Мы подвергли обладателей сада, когда они поклялись, что непременно утром соберут плоды, не помянув Аллаха и не сказав: если на это будет воля Аллаха» (аль-Калям,17-18) [6]. или:

(وَاضْرِبْ لَهُمْ مَثَلًا رَجُلَيْنِ جَعَلْنَا لِأَحَدِهِمَا جَنَّتَيْنِ مِنْ أَعْنَابٍ وَحَفَفْنَاهُمَا بِنَخْلٍ وَجَعَلْنَا بَيْنَهُمَا زَرْعًا) الكهف/32.

«Приведи им притчу, рассказывающую о двух мужчинах : верующем и не верующем. Неверующему Мы даровали два сада из виноградных лоз, оградили их пальмами для пользы и для украшения, а между этими двумя садами низвели плодородные посевы» (аль-Кяхф,32) [6].

Вместе с тем, слово «джанна» в Коране, где идет речь о последующем, по-тустороннем мире (аль-ахира), приобретает значение, которое человек не в си-лах воспринять в его полном объеме, поскольку это выше сил человеческого ра-зума, на что прямо указывает Коран:

(فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ) السجدة/17.

«И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему». (ас-Сажда,17) [6] , - т.е. в другом, последующем мире есть нечто, подобного чему ни разу не видел, не слышал и не воспринимал своим зрением, слухом и сердцем человек, в частно-сти - сада (джанна), Всевышний сказал:

(وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ) آل عمران/133.

«…и к раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобо-язненных» (Аль-Имран, 133) [7]. Примечательно, что Коран отмечает ширину, не упоминая ни слова о длине. Есть мнения авторитетов в области иджтихада , которые сводятся к тому, что рай, подобно Вселенной, имеет форму шара, а у шара, как известно, только одно измерение - диаметр, что и есть его ширина. Отсюда Коран ничего не говорит о длине. Но оставим подобное суждение его авторам.

Кроме рая, Коран говорит и об огне (нар), причем употребляя это слово как в его обычном словарном значении, так и в собственно кораническом, под-разумевающим тот огонь, топливом для которого в последующем мире будут служить люди и камни, - да будет Аллах, по милости Его и великодушию, за-щитником нас от него! Возможно, кто-то воспримет последнее как очевидное преувеличение: не странно ли, что камням выпадает попасть в ад? Отнюдь нет - ведь под словом камни подразумевается имущество, которое грешники при жизни корыстно прятали для себя, Всевышний говорит:

(يَوْمَ يُحْمَى عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ

وَظُهُورُهُمْ هَذَا مَا كَنَزْتُمْ لِأَنفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَا كُنتُمْ تَكْنِزُونَ) التوبة/35.

«В Судный день, это накопленное имущество будет раскалено в огне ада и им будут заклеймены лбы, бока и спины их владельцев и будет им сказано с уп-реком: Это - то, что вы накопили для самих себя, не давая за это очистительную милостыню. Испробуйте сегодня мучительное наказание!» (ат-Тауба, 35) [6]. Таким образом, слово камень приобретает значение особого предмета в потус-тороннем мире, и оно присуще только тексту Корана. Но не будем вдаваться в дальнейшие подробности того, что говорится в Священной Книге об огне ада, а приведем еще один пример из того, как слова, первоначально обозначающие вполне привычные и очевидные для нас вещи, приобретают в Коране новые, необычные смыслы.

Возьмем, в частности, слово «калам», изначально означающее письменную трость. Оно упоминается в самых первых ниспосланных аятах:

(الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ ، عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ) العلق/4-5.

« Он – Тот , который научил человека с помощью калама ( пера), тому, че-го он не знал» (аль-Алак, 4 -5)[6]. Заметим, что коранический калам намного громаднее всех деревьев на земле, которые могли бы вдруг превратиться в письменные трости. Таким каламом, согласно Корану, мусульманскому Преда-нию и литературе, пишется все, что было и все, что будет.

Можно с достаточной уверенностью считать, что не менее половины упот-ребляемых в кораническом тексте слов получили в нем дополнительные расши-рительные смыслы. Эликсиром плодотворной благодати вливаются они в наше сознание, раскрывая для него все стороны окружающего нас бытия. И чтение Корана не может быть подобным чтению газеты или обыкновенной книги, ко-гда позволительно ограничиваться тем или иным понравившимся местом. Нам надлежит прислушаться к Имаму аль-Газали, который учит нас, каким образом следует читать Коран: «Когда читаешь Коран, то представь себе, что сам Аллах Всевышний читает Его для тебя. В случае, если тебе не удастся достигнуть это-го, то знай, что Аллах слушает тебя, и между тобой и Им происходит диалог, который должен продолжаться беспрерывно. Когда у человека появляется такое ощущение, он уже никогда не прерывает диалога со своим Господом, Всемогу-щим, Великим, и ведет его всю свою жизнь, получая высшее наслаждение от этого» [10].

В заключение хочется отметить, что слова Аллаха в 52 аяте из суры «ал-Калям» о том, что Коран является книгой, ниспосланной для всех миров, в на-стоящее время становятся очевидной реальностью, Всевышний сказал:

(وَمَا هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ لِلْعَالَمِينَ) القلم/52.

«Но Коран не что иное, как назидание и наставление для обитателей ми-ров!» (аль-Калям,52) [6]. Миллионы людей на всех континентах мира читают Коран, увлекаются толкованием его смыслов, находят в нем душевное успокое-ние и истинное счастье.

Список используемой литературы:
  1. Коран
  2. Кучер О.Н., Семотюк О.П.. Ислам.- Ростов н/Д: «Феникс», Харьков: «Торсинг», 2004.-288 с.
  3. См.:История религии. Т.2. Учебник/ Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова.-2 изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2004.- 676 с.
  4. См.:Баш Хайдар. Милость для миров – Мухаммад (САВ). Жизнь и смыслы.- Казань: ИНПЦ, 2005.- 400 с.
  5. См.:Иминова А. Ислам - религия мира.- Майкоп: ГУРИПП «Ады-гея»,2000.-288 с.
  6. Аль- Мунтахаб фи Тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Свя-щенного Корана на русском языке. Пер. с араб. Сумайя Афифи, Абдель Салям эль-Манси.; Под редакцией Ходжаевой Р.У. - Казань.: 2001.- 638 с.
  7. Коран. Пер. с араб. акад.И.Ю. Крачковского. Предисл. к изд. 1963г. В.Беляева, П. Грязневича - М.: Изд-во «Раритет», 1990.- 528 с.
  8. محمد كامل عبد الصمد/ الإعجاز العلمي في الإسلام/ الدار المصرية اللبنانية/ ط.5/ القاهرة/2000.- ص.400
  9. См.:Морис Букель. Коран и современная наука.- Казань: издательство Иман, 1993.-15 с.
  10. Профессор Абд ас-Саббур Шахин. Статья «Неподражаемость Слова Священного Корана». // Хасанийские чтения в Священный месяц Рамадан.- М: Институт исламской цивилизации, 2003 - 360 с.

Страницы раздела «Научные статьи преподавателей»:



1 2 3 4 5 6