История и культура татарского народа в трудах ученогоэтнографа Н.Ф.Катанова

Асадуллина Л.Ш.,
преподаватель Российского
исламского университета

К началу XXI века сложная, многогранная история татарского народа, по новому осмысленная историками, заняла свое особое место в мировой истории. Уникальные страницы нашей истории связаны с Казанью, которая испокон веков считалась политическим, культурным и торговым центром татарского народа.

«Колыбелью науки о Востоке» в XIX веке, когда Россия входит в полосу бурных взаимоотношений с восточными и европейскими странами и возникает потребность в научных кадрах для изучения Востока, становится открывшийся в 1804 году Казанский университет. Именно в нем закладываются основы тюркологии и ориенталистики, создается система востоковедения: открывается Восточный разряд. В Казанском университете изучают историю и культуру народов Поволжья и Приуралья. Несмотря на перевод Восточного разряда в СанктПетербург, научноисследовательская работа не угасает, а продолжается учеными историкофилологического факультета.

В 1878 году при Казанском университете открывается Общество археологии, истории и этнографии, членами которого становятся известные всему миру тюркологи И.Ф.Готвальд, Н.Ф.Катанов, из татар – К.Насыйри, Ш.Марджани.

Общество разрабатывает проблемы музееведения, методы изучения родного края, организует научноархеологические и этнографические экспедиции, создает коллекции предметов по Востоку.

В XIX веке среди ученых, внесших большой вклад в изучение истории и культуры татарского народа, был Николай Федорович Катанов – тюрколог, чье имя и наследие было уважаемое не только в России, но и в других странах и отразило в себе историю и культуру тюркскотатарского народа. Его труды оставили заметный след в разработке вопросов целого комплекса научных дисциплин, образующих востоковедение как науку. Сегодня все больше ученых проявляют интерес к изучению истории, культуры, этнографии и религии татарского народа. Не все еще изучено и по сей день. Поэтому сегодня особенно важно осмыслить и дать анализ работам ученого, посвященным истории и культуре татарского этноса, определить его вклад в историческую науку.

Н.Ф.Катанов, по национальности хакас, являлся ученымэнциклопедистом, профессором Казанского университета, доцентом и профессором Казанской духовной академии, деканом СевероВосточного археологического и этнографического института, председателем и членом многих научных и общественных организаций. Его научная деятельность охватывает этногенез, язык, литературу, историю, фольклор и этнографию тюркских народов. Работа помощником писаря в Аскизской степной думе, общение с известными миссионерами во время учебы в Красноярской гимназии, посещение лекций И.Н.Березина, В.Д.Смирнова, В.П.Васильева зародили у Катанова интерес к тюркским народам. Побывав в научной командировке в Сибири, Монголии, Китае, Восточном Туркестане, Среднем Поволжье и Приуралье, собрав и обработав материал по истории и культуре народов, проживающих на этих территориях, Н.Ф.Катанов воочию убедился, что особенная своей таинственностью, самобытностью история тюрков должна занять достойное место в истории не только России, но и всего мира.

После революции 1917 года, преподавая в СевероВосточном археологическом и этнографическом институте, ученый внес существенный вклад в изучение истории Золотой Орды, восточной нумизматики и восточной хронологии. Цель Н.Ф.Катанова была проста, но в то же время чиста в своей сути, что и придало ей величия: показать всем, в том числе представителям народов, которые он изучал, что их история и культура не должна быть забытой. Она должна изучаться, продолжать свое развитие, сохраняя традиции, именно в ней должно черпать силу и волю будущее поколение. Эта идея четко выразилась в трудах ученого «Экскурсия в село Булгары Успенское», «Образцы книжной и устной литературы казанских татар», «Обзор всех казанскотатарских календарей, изданных А.К.Насыровым с 1871 по 1897 гг.», «Татарские предания об озере Кабан в городе Казани» и многих других.

Среди материалов, посвященных древней и средневековой культуре татарского этноса, особое место занимает фольклор: татарские легенды и предания о возникновении Казани. Н.Ф.Катанов, придавая большое значение исторической памяти, запечатленной в татарском устном творчестве, старался собрать как можно больше фольклорного материала.

Как известно, большое место в татарском фольклоре занимает Коран – священная книга мусульман. Н.Ф.Катанов в своих статьях, посвященных народному творчеству тюркских народов, большое место уделял и кораническим сюжетам. Например, в трудах «Сказание о 7 эфесских отроках», «Киргизская и казанскотатарская версии христианского сказания о 7 спящих отроках» также присутствует известный сюжет. И что особенно, Катанов исследует распространение сюжета у разных народов. Второй сюжет, также распространенный среди татар, башкир и других мусульманских народов, рассказывает о пророке Сулеймане и его перстне. Как отмечает ученый, формула перстня Сулеймана присутствует на монетах XIIIXVIII веков. Этот, распространенный в разных регионах, сюжет должен быть подробно изучен сравнительным методом, считает ученый. Третий сюжет, также исследованный Катановым, рассказывает о жезле пророка Мусы. Происхождение этого сюжета и в то время вызывало много споров.

Основополагающие исследования ученого посвящены истории Казани, ее архитектурным памятникам на основе народных преданий и легенд. Велик вклад ученого в сбор исторических песен татар. Он записал песни о Шах Гали и хане Мухаммед Амине, о взятии Казани и другие.

В 1894 году Катанов пишет работу «Этнографический обзор турецкотатарских племен» как результат экспедиции в башкирские земли и на Среднее Поволжье. Задуманная в качестве обзора работа переросла в капитальный исторический труд. В нем ученый ставит главный вопрос: кто такие татары? «Все тюрки, живущие в Азии, известны в науке под общим именем татар, за исключением тюрков Малой Азии и Палестины и за исключением кочующих в Средней Азии тюркских племен: киргизкайсаков, узбеков, каракалпаков, туркмен и якутов, карагасов и урянхайцев», – писал востоковед.

Известно, что в XX веке татарами называли тюркские народы, исповедующие Ислам, и поволжских тюрков. Некоторые народы России также было принято называть татарами. Только к середине XX века этноним «татары» начал употребляться сугубо в отношении поволжских, приуральских, крымских и сибирских тюрков. «Китайские историки, – писал Катанов, – под «тата» разумели с IX века всех кочевников своей империи, живших на севере и северозападе от великой стены. Китайский историк МынГун, умерший в 1246 году, называет «белыми» татарами – тюрков, «черными» – соплеменников Чингиз хана, т.е. монголов, «речными» – манчжуров».

Отмечая, что этнические корни татарского народа восходят к гуннам, Катанов дает краткую характеристику погребальных обрядов гуннов, уйгуров и других племен.

В «Этнографическом обзоре турецкотатарских племен» ученыйтюрколог дает также краткую характеристику письменной традиции татарского народа, которая явилась большим достижением восточной цивилизации. Эта традиция берет начало с древнетюркской рунической письменности. У тюрков руническое письмо использовалось до принятия Ислама.

В X веке на территории Поволжья образуется развитое классовофеодальное государство Волжская Булгария. Государство прославилось своими городами, архитектурными памятниками. Город Булгар в X веке становится столицей государства. В своих статьях «Два исторических документа императрицы Екатерины II» и «История торговли в Поволжье» Катанов делает акцент на роль Булгара в торговых отношениях между Европой и Азией, высокий уровень развития культуры в Булгарах. По его мнению, основу поволжскоприуральских татар составляют не монголытатары, пришедшие на эту территорию в период монгольских завоеваний, а местные булгары.

Особое место в историческом наследии Н.Ф.Катанова занимает история Золотой Орды. В 1902 году член Общества археологии, истории и этнографии Н.И.Пантусов посылает Катанову киргизскую рукопись «Фи шаджараи Чингиз хан», где дано родословное дерево Чингизхана. Татарский ученый Г.Ахмеров, в свою очередь, сообщает ему о рукописи, хранящейся у человека по имени Багауддин. И уже скоро выходят в свет эти рукописи с полными историческими примечаниями и переводом на русский язык Н.Ф.Катанова.

В статье «О погребальных обрядах у тюркских племен» Катанов приводит сообщения путешественников, побывавших в XIII веке в Монголии и Золотой Орде: Плано Карпини, Гильома Рубрука и другие.

После распада Золотой Орды образуются несколько государств: Ногайская Орда, Большая Орда, Астраханское, Крымское, Сибирское и Казанское ханства. Государством, вобравшим в себя в политическом, экономическом и культурном отношениях традиции Золотой Орды и Волжской Булгарии, стало Казанское ханство. Ученый большое место в своих работах уделяет истории Казани, придерживаясь точки зрения, что Казанское ханство основано в 1438 году Олуг Мухаммедом. Н.Ф.Катанов собирает и группирует материал по истории возникновения Старой Казани. Большинство их составляют легенды и предания, где присутствуют сюжеты захоронения живого человека на месте будущего города. Как отмечал ученый, такая форма захоронения встречалась в древние времена в Китае и Средней Азии, позднее стали хоронить зеркала. В легендах сохранился мифологический образ дракона – крылатого змея, исторически восходящего к временам язычества.

Н.Ф.Катанов в своих трудах большое место уделяет теме «Ислам и татары». Его статьи «О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири», «Погребальные обряды тобольских татар» посвящены процессу распространения Ислама среди народов Западной Сибири. Катанов не обходит стороной и вопрос мусульманской этики и морали. «Слово Корана о вине и игре», «Татарские рассказы о вреде пьянства», «Мнение мусульман о напитках», «Правила мусульманского хорошего тона», «Взгляд мусульманских народов на женщину» и другие статьи знакомят с религиозными верованиями, распространенными у татар и других мусульманских народов.

В 1920 году Н.Ф.Катанов публикует монументальный курс лекций по восточной хронологии, одиннадцатая глава которой посвящена тюркскомонгольской системе летоисчисления. Еще Катановым был отмечен факт, что на зеркалах, найденных в Поволжье и датируемых эпохой Золотой Орды, встречаются изображения животных, связанные с тюркскомонгольским летоисчислением.

Как было отмечено выше, Н.Ф.Катанов в своих трудах большое внимание уделяет этнографии тюркских племен. Как известно, с древних времен наилучшим женским украшением у татар считалась монета, которая вплеталась в косы. На то также обратил внимание и ученый в статьях «О предметах украшений татарских женщин», «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней, принадлежащих А.А.Сухареву и А.Т.Соловьеву». Катанов отмечает, что предметы украшений использовались как средство поклонения магической силе.

В золотоордынских городах, в том числе в Великом Булгаре, чеканились монеты, что свидетельствует о высоком уровне экономического и культурного развития Улуса Джучидов. Серебряные джучидские монетыдирхемы чеканились от имени ханов Золотой Орды.

Н.Ф.Катанов одним из первых среди нумизматов анализировал и описывал джучидские монеты, предоставляя их в различные музеи. Например, внимание Катанова привлекало одно непонятное слово, встречающееся на арабских, персидских и турецких монетах, которое до него не было объяснено и истолковывалось по догадкам как один из эпитетов Аллаха. Катанову удается установить, что цифровые значения букв этого слова представляют собой угловые цифры так называемого «магического» квадрата.

О высоком уровне развития ювелирного искусства свидетельствуют богато оформленные изделия из золота и серебра: посуда, ожерелья, браслеты, перстни. Большой интерес представляют и металлические зеркала. Оборотные стороны этих булгарских зеркал XIII и XV веков имеют узорные орнаменты и изображения рыбы, животных (зооморфные изображения), и конечно же, арабские надписи. Металлические зеркала в XIX веке также описывал Катанов.

Н.Ф.Катанов, исследуя быт и культуру Поволжских тюрков, внес огромный вклад в сохранение татарского этноса. Научное наследие ученого, как в области изучения тюркских языков, так и в области исследования этнографии, истории, народного творчества тюркоязычных народов далеко еще не полностью изучено и оценено. Большая работа ожидает исследователей на пути изысканий, начатых Н.Ф.Катановым.

Список использованной литературы

  1. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (Очерк жизни и деятельности). – М.: Наука, 1973. – 116 с.
  2. Катанов Н.Ф. Мусульманские легенды. Тексты и переводы. // Записки Академии наук. – 1894. – Т 25. – №3. – С. 144.
  3. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии с древнейших времен до наших дней. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1894. – Т 12, вып. 2. – С. 109142.
  4. Катанов Н.Ф. Сказание о семи эфесских отроках. // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. – 1894. – Т 8. – С. 223245.
  5. Катанов Н.Ф. Этнографический обзор турецкотатарских племен. // Ученые записки Казанского университета. – 1894. – Кн. 3. – С. 186206.
  6. Катанов Н.Ф. Экскурсия в село БулгарыУспенское. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1895. – Т. 13, вып. 1. – С. 3536.
  7. Катанов Н.Ф. Об одном металлическом зеркале с арабской надписью. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1896. – Т. 13, вып. 6. – С. 565.
  8. Катанов Н.Ф. Спор рая с адом по сказаниям ВосточноТуркестанских мусульман. // Казанский телеграф. – 1896. – 19 апреля.
  9. Катанов Н.Ф. Татарские рассказы о вреде пьянства. // Деятель. – 1896. – №11. – С. 593.
  10. Катанов Н.Ф. Обзор всех казанскотатарских календарей, изданных А.К.Насыровым с 1871 по 1897 гг. // Деятель. – 1897. – №3. – С. 196201.
  11. Катанов Н.Ф. Слово Корана о вине и игре. // Деятель. – 1898. – №3. – С. 126.
  12. Катанов Н.Ф. Татарские предания об озере Кабан в г.Казани. // Деятель. – 1898. – №1. – С. 2526.
  13. Катанов Н.Ф.Исторические песни казанских татар. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1899. – Т 15, вып. 3. – С. 273306.
  14. Катанов Н.Ф. Взгляд мусульманских народов на женщину. // Деятель. – 1900. – №3. – С. 137; №67. – С. 284285; №10. – С. 425426.
  15. Катанов Н.Ф. Мусульманские сказания о жезле Моисея. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1900. – Т. 16, вып. 1. – С. 8793.
  16. Катанов Н.Ф. Несколько слов относительно мусульманских сказаний о царе Соломоне и чудодейственном перстне. // Кавказский вестник. – 1900. – №4. – С. 1520.
  17. Катанов Н.Ф. Обзор литературной деятельности поволжских татар за XIX век. // Поволжье. – Нижний Новгород. – Вып.1. – С. 129.
  18. Катанов Н.Ф. Киргизская и казанскотатарская версии христианского сказания о семи спящих отроках. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1904. – Т. 21, вып. 4. – С. 382388.
  19. Катанов Н.Ф. Башня Сююмбики в Казани. // Деятель. – 1908. – №8. – С. 122134.
  20. Катанов Н.Ф. Мнение мусульман о напитках. // Деятель. – 1908. – №8. – С. 134135.
  21. Катанов Н.Ф. О предметах украшений татарских женщин. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1908. – Т. 23, вып. 5. – С. 385387.

Страницы раздела «Научные статьи преподавателей»:



1 2 3 4 5 6