Концептуальный подход к научной и учебно-воспитательной деятельности РИУ

С 2000 по 2007 г. зав. кафедрой естественно-гуманитарных дисциплин,

кандидат психологических наук

Газеев А.А.

РИУ был создан для удовлетворения потребности общества в педагогах-исламоведах. У выпускников РИУ должно быть сформировано соответствующее мировоззрение, учитывающее научные (светские) взгляды людей, а также местные условия для успешного распространения Ислама среди населения. Условия таковы, что отношение к Исламу населения РФ сильно изменилось за годы советской власти, а установившаяся «демократия» позволяет осуществлять нападки на Ислам открыто, как со стороны органов власти, так и «простых смертных», а иногда и прибегая ко лжи с привлечением средств массовой информации. В России государство отделено от религии, однако христианство пользуется его мощной поддержкой, а поддержка Ислама незначительная. Так, министр образования РФ В. М. Филиппов сначала отказывал в лицензии для РИУ по направлению «Теология», зато издал приказ о внедрении в школах курса «Закон божий», т.е. выступал за христианизацию даже в татарских школах. Концептуальный подход связан с деятельностью РИУ и в мировоззренческом плане, отражающем соотношение науки и религии, и в подготовке выпускника для работы среди населения в конкретных условиях, и в деятельности педагогов и студентов в самом РИУ. Соотношение науки и религии может характеризоваться на сегодняшний день понятием толерантности, а прежнее противопоставление науки и религии – досадным недоразумением. Религия, особенно Ислам, не противоречит науке, тем более науке будущего. Можно убедиться в этом при рассмотрении понятия Бога (Аллаха). Образ Бога формировался у учащихся школ наподобие человеческой личности. Сопровождалось это поверхностной, а иногда и искаженной трактовкой основных положений религии. При этом не принималось во внимание, что такая поздняя религия как Ислам более совершенная с точки зрения науки. «В Исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях» (Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М: Центр, 2000, с. 189). Но на практике поверхностные суждения о религии, о Боге переносились и на Ислам. Это делалось и преднамеренно, и по незнанию Ислама.

Бог по Корану это «то единое Начало Вселенной, которое не только объединяет все вся, но и создало всё во Вселенной, как единый сложный, точно настроенный механизм, в котором нет ничего случайного. В Коране сказано: «…Истинно Ему принадлежит всё что на небесах и на Земле и ему всё повинуется. Он создатель небес и Земли, и когда определит быть чемунибудь, то скажет тому: «Будь», и оно получит бытие» (Коран, 2:110 – 111). Читающий эти строки из Корана не будет представлять Бога в виде дедушки с седой бородой, восседающего на облаке. Здесь всё значительно глубже. Здесь дается представление о том едином начале, законе, которому подчиняется всё во Вселенной. Любая система, а тем более такая сложная, как Вселенная, не может существовать без такого единого начала, единого закона» (Мизун Ю.В., Мизун. Ю.Г. Тайны богов и религий. – М: Вече, 1999, с. 499). Бог на сегодняшнем уровне науки – это Мировой разум, благодаря которому создана вся Вселенная. Он неразрывно связан с информационным полем Вселенной. Информация обо всей Вселенной содержится по голографическому принципу в каждом предмете, о чём подтверждает практика ясновидения некоторых людей, проникающих в информосферу, не доступную для других людей.

Признание единства Бога важно и для науки и для практики. Оно формирует представление о целостности Вселенной, т.е. более глубокое мировоззрение. Школьник более точно определит свое место и назначение среди людей и в природе и в науке, что благоприятно скажется в нравственном отношении. Целесообразно знать и некоторые различия между религиями, в частности основные различия между исламом и христианством. В исламе не признаётся понятие троицы: «Веруйте в Бога и не говорите: троица. Удержитесь ко благу вашему. Бог только есть единый, кому подобает поклонение. Воздайте хвалу Ему: не может быть, чтобы у Него были дети…» (Коран, 4:169 – цитируется по: Мизун Ю.В. – там же, с.503). Это откровение дано пророку Мухаммеду, повидимому, не зря. Предполагалось, что уточнение будет внесено и в христианстве по аналогии с наукой, где последняя теория обобщает предыдущие. Так и Коран объединяет предыдущие религиозные первоисточники. В этом может убедиться любой человек, прочитавший Коран.

Ученые с интересом обнаруживают, что научные открытия находят отражения в Библии и Коране. Правда, термины могут быть иные, ибо эти первоисточники написаны давно, к тому же, человеческий язык допускает переносный смысл слов. Так, понятие плазмы появилось недавно, а в Библии при описании зарождения Вселенной это понятие заменено словом «вода». Наука выяснила, почему плазма называется водой. Оказывается, сама вода действительно имеет свойства плазмы, благодаря чему может образоваться большое количество дождевой воды, во много раз превышающей количество от кругооборота (Комаров В. Н. Тайны пространства и времени. М: Вече, 2000, с. 280).

Команда исследователя морей Жак Ив Кусто выяснила, что в одном из морей невидимая пленка разделяет течение соленой и пресной вод. Какое же было удивление Кусто, когда он узнал, что его открытие описано в Коране. Это настолько ошеломило Кусто, что он в итоге принял Ислам.

Следовательно нужно уметь читать первоисточники религии – и Библию и Коран. Так, например, в Коране есть аят, где Земля характеризуется глаголом «даха», имеющим несколько значений: выравнивание и наподобие яйца страуса. Понятно, что комментаторы Корана не сразу приняли второе значение. Религиозное мировоззрение в дидактическом аспекте имеет даже преимущество перед научным мировоззрением. Вопервых, мировоззрение, предполагающее единство Бога, целостность мироздания, соответствует принципу природосообразности. Вовторых, все дидактические положения Ислама стабильны для всех поколений, тогда как научная педагогика подвержена частым изменениям. Отец, воспитанный на научных положениях Макаренко, затруднится в семейном воспитании своего ребенка и в общении с учителем, изучавшим в институте книгу «Семейная педагогика» Ю. Азарова. Втретьих, принцип научности требует от людей высокого уровня грамотности, тогда как религиозное положение в одинаковой мере подходит и для высокообразованных, и для малограмотных.

Выпускникам РИУ приходится работать среди населения разного уровня осведомленности в Исламе. Одни люди давно приняли Ислам и строго придерживаются его канонов, выступая опорой священнослужителей мечетей и медресе. Они и сами работают среди населения, хотя молодежь не всегда воспринимает их призывы, усматривая в Исламе много запретов.

Высокоинтеллектуальная часть населения относится к Исламу с позиции его научного анализа, видя в нём высокую целесообразность во всех сферах человеческой деятельности. Ислам не может не вызывать уважения изза его близости с наукой. Исламская цивилизация выдвинула много учёных, труды которых заложили целую эпоху возрождения в Европе. Современные учёные, начиная исследования с философии Ислама, нередко становятся истинными мусульманами.

Ислам безграничен в том интеллектуальном плане, что к нему могут перейти даже из другой религии. Ярким примером могут служить В.С.Порохова, как известная переводчица Корана на русский язык, а также Али Вячеслав Полосин – бывший поп, ныне советник московского муфтия, автор многих книг по исламоведению. Мусульманами становятся и видные зарубежные личности. Например, Вильфрид Хофманн принял ислам в то время, когда он был магистром права Гарвардского университета, доктором права Мюнхенского университета, Чрезвычайным и Полномочным послом в Алжире и Марокко. Некоторое время он работал руководителем информационной службы НАТО. Казанскому читателю он известен как Мурад Хофманн автор книги «Дневник немецкого мусульманина».

Видный политик Роберт Диксон Крейн (Фарук Габделхак) был главным консультантом Министерства Иностранных Дел США, послом в Арабских Эмиратах. Принятие ислама он объясняет тем, что только в Коране четко приведена вера во Всевышнего. Сейчас он возглавляет Общество адвокатов США, является председателем совета американских мусульман.

Основная масса людей имеет средний уровень интеллектуального развития. Глубокие размышления об исламе для них не всегда подходят. Традиционный метод призыва к исламу находится, как бы, на другой плоскости восприятия вероучений. Понятие о грехе, об очищении от грехов может не восприниматься, если не рассматривать их с позиции общечеловеческих ценностей.

Чтобы вести разговор с такими людьми, выпускнику РИУ приходится быть сведущим не только в области религии, но и в светской сфере, т.е. стоять на «голову выше» выпускников других вузов. Достигается это не только изучением светских дисциплин в РИУ, но и повышением культуры выполнения курсовых работ, где должны приводиться решения проблем со светской позиции и согласно исламу.

Для примера возьмем проблему алкоголизма, табакокурения, наркомании, которая решена в исламе. Напрашивается мысль, если люди жили бы по требованиям ислама, то и в России (Татарстане) не было бы этой проблемы. Но выпускник РИУ не может ограничиваться ссылкой на ислам, а должен показать пути профилактики и по светским аспектам, например, в аспектах педагогики, психологии. Так, в воспитании дошкольников и младших школьников следует исходить из их характерных возрастных особенностей. У этих детей выражено явление импринтинга, т.е. прочное запечатление (запоминание) информации об окружающей действительности. Дети хорошо запоминают наставления взрослых, особо не вникая в содержательную сторону предмета разговора. Вторая особенность – признание авторитета взрослых, подражание взрослым. Отсюда следует, что, вопервых, взрослые должны быть примером для подражания. Если родители курят, то, как правило, курят и дети, подражая родителям. Вовторых, наставления взрослых воспринимаются прочно, не зря ислам рекомендует знакомить детей с понятием харам в этом возрасте. Дети этого возраста часто ябедничают, так ребенок может заявить, что такойто школьник курит. Его слова уместно направить на него самого, что, мол, школьнику не объясняли в свое время о недопустимости курения. Есть еще одно свойство это познавательный интерес. Он, вопервых, может послужить первопричиной пробы запрещенного, например, папироски или водки, вовторых, нуждается в разъяснении, что познавательный интерес в целом хорош, но иногда нужно сдерживать его, ибо он может быть толчком начала наркотической зависимости.

Подростки отличаются тем, что авторитет сверстников становится выше авторитета взрослых (родителей). Поэтому воздействовать на подростка можно не только через родителей, но и через положительного лидера среди сверстников. В педагогическом сотрудничестве с ними следует иметь в виду, что их эмоциональноинтеллектуальная и волевая сферы расширились и углубились и тесно связаны с мотивом быть взрослыми. Разъяснительная работа должна быть на доверительном, «взрослом» уровне, привлекая его интеллект и волю.

Представители светской сферы написали правила поведения для людей, пытаясь обойтись без ссылки на религию. Но разобраться в них нелегко, требуется довольно высокий уровень интеллектуального развития. Ислам приемлем для всех, как для людей с высоким уровнем интеллекта, так и с низким. Причем, последние могут оказаться даже более стойкими в соблюдении норм ислама, как будто они не гибкие в своем поведении, не учитывают изменившуюся ситуацию.

Однако люди с низким уровнем интеллекта создают проблему и в исламских учреждениях. У таких шакирдов успехи в учебе, а также их поведение оставляют желать лучшего, а иногда можно обнаружить в них проявления задержки психического развития («группы риска»). Дух ислама не пронизывает их личность целиком, наблюдаются отклонения их поведения от нормы внутреннего распорядка.

Это происходит по причине того, что дух ислама, проявляемый в наибольшей мере во время совершения намаза или прослушивания вагаза (проповеди), слабо распространяется на остальной период жизнедеятельности студентов. В учебной деятельности у них может проявиться мотив избегания неудач. Чтобы не сталкиваться с неудачами, они могут пропускать занятия, плохо представляя последствия своих поступков.

Таким студентам работать среди современной молодежи будет нелегко. Поэтому приходится избавляться от них.

В конечном итоге преимущества ислама проявляются и в области образования, о чем свидетельствует дореволюционный опыт обучения шакирдов. Наряду с религиозными дисциплинами изучались и научные положения. В современных условиях взаимодействие религии и науки обеспечат преемственность в сфере образования, охватывая все периоды развития личности, начиная от дошкольного возраста. В дошкольные годы ребенок должен воспитываться в религиозном духе, что обеспечит ему целостность восприятия окружающей действительности и формирования нравственных качеств. Целесообразно преподнести понятие бога, как это написано в Коране, ибо ислам, как последняя мировая религия вобрала в себя более точную трактовку.

С поступлением в школу взгляды ребенка будут уточняться, поскольку школа остается и должна оставаться светской. Нравственные качества, заложенные в дошкольном возрасте, будут сохраняться, и обогащаться положениями научной педагогики. В вузе студент найдет точки соприкосновения между наукой и религией и сможет по научному подойти к понятию Бога.

Религия позволяет сохранить преемственность не только в системе «дошкольное учреждение – школа – вуз», но и между поколениями, которые будут вооружены стабильным взглядом верования, как это установлено в мировых религиях. Необходимость установления религиозносветской преемственности в области образования не только диктуется острыми социальными потребностями, но эта преемственность уже прошла испытания в жизни тех поколений, которые в семье воспитывались на религиозных традициях, что не помешало стать грамотными людьми.

Таким образом, распространение ислама среди населения проходит в иных условиях, когда молодежь воспитывалась на научных принципах мировоззрения. Поэтому наш концептуальный подход предполагает тесное взаимодействие ислама и науки. Важное значение имеет не только учет принципа научности в мировоззрении молодежи, но и учет негативных проявлений в поступках немалого числа молодежи. Имея в виду деградацию отдельной части населения, уместно исходить из принципа историзма, когда ислам спас человечество от духовной нищеты и пронес в течение полутора тысячелетий миссию нравственного воспитания людей.

 


Страницы раздела «Научные статьи преподавателей»:



1 2 3 4 5 6