Исма’ил б. ‘Умар б. Касир б. Дау б. Касир б. Дар‘ ал-Курайший родился в 701/1301 г . в селе Миджаль провинции ал-Бусра (Сирия) в многодетной семье. Отец Исма’ила умер, когда мальчику было 3 года. Большая семья осталась на плечах старшего брата ‘Абд ал-Ваххаба. Отрочество Исма’ила проходило во времена владычества мамлюкских султанов. Он был свидетелем татаро-монгольского нашествия, крестовых походов, бесчисленных раздоров между провинциальными эмирами Шама, тяжких неурожайных лет, эпидемий чумы. Однако, несмотря на все трудности, в эпоху Ибн Касира развивались мусульманские науки, работали многочисленные медресе, в которых преподавали видные ученые того времени. Трудности и лишения, выпавшие на долю Исма’ила в детстве, закалили его волю и выработали характер. Незаурядные способности, дарованные ему свыше, наряду с усердием и любовью к наукам, сделали его одним из лучших ученых не только своего времени, но и ислама в целом.

Его учителями были признанные в свое время авторитеты. Его первый учитель – один из лучших знатоков хадисов Йусуф б. ‘Абд ар-Рахман Джамал ад-Дин ал-Мази, на дочери которого Ибн Касир впоследствии женился, факих Ибн Кади Шахба (ум. в 726 г.х.) , Наджм ад-Дин Муса б. ‘Али Мухаммад (ум. в 716 г.х), учивший его искусству полемики, Абу Мансур ал-Джавалики (ум. в 1144г.), преподававший ему историю, знаменитые богословы Касим б. Мухаммад ал-Барзали (ум. в 739 г.х.) и Хафиз аз-Захаби (ум. в 748 г.х.) и конечно Таки ад-дин Ахмад Ибн Таймийа (1263-1328) – теолог, аскет и правовед ханбалитского направления – человек, более всего повлиявший на взгляды Ибн Касира. Исма’ил был одним из любимых его учеников и впоследствии в большинстве случаев он выносил юридические решения (фетвы), опираясь на мнение своего учителя.

Ибн Касир преподавал в крупнейших медресе того времени ал-Ашрафийа и ан-Наджибийа, стал преемником крупнейших ученых имама аз-Захаби (ум. в 748 г.х.) и Таки ад-дина ас-Субки (ум. в 756 г.х.).

Комментарий к Корану Ибн Касира «Тафсир Великого Корана Ибн Касира».

Толкование Корана, принадлежащее перу Ибн Касира, восходит к тафсирам, написанным на основе преданий из сунны и высказываний сподвижников Пророка (тафсир бил-ма’сур). Наиболее красноречиво о том, как необходимо трактовать Коран пишет сам Исма‘ил Ибн Касир в предисловии к своему сочинению:

«… Самым лучшим толкователем Корана является сам Коран, когда один айат объясняет другой, т.е. если в одном месте что-то изложено кратко, в другом разъясняется более подробно. Если объяснение затруднено, необходимо обратиться к сунне Пророка (с.г.в.), ибо она комментирует Коран и поясняет его. … Если не найти разъяснения в Коране и сунне, то мы обращаемся к словам сподвижников, ведь они более знающие в этом. Сподвижники Пророка (с.г.в.) были свидетелями тех событий, в связи с которыми ниспосылался тот или иной айат, у этих людей было полное и правильное понимание религии, праведные поступки. Особенно эти качества были присущи праведным халифам, а также ‘Абдуллаху б. Мас‘уду….

Видным ученым ислама был также ‘Абдуллах б. ‘Аббас, сын дяди Пророка и комментатор Священного Корана. Еще когда он был ребенком, Пророк (с.г.в.) попросил Аллаха дать ему понимание религии. ‘Абдуллах б. Мас‘уд, восхищаясь ‘Абдуллахом б. ‘Аббасом, говорил: «Какой прекрасный комментатор Ибн ‘Аббас!». После смерти Ибн Мас‘уда Ибн ‘Аббас прожил еще тридцать шесть лет и постиг много знаний.

Абу Ваиль рассказывает: «Однажды ‘Али поставил руководителем хаджа вместо себя ‘Абдуллаха б. ‘Аббаса. Он выступил с проповедью перед людьми, прочитав в своей хутбе суру «ал-Бакара» (по другой версии суру «ан-Нур») и сделав к ней такой тафсир, что если бы его услышали византийцы, тюрки и дейлемиты, они непременно приняли бы ислам».

… Иногда от сподвижников Пророка (р.а.) приходит то, что рассказывают люди Писания. Это было разрешено Пророком (с.г.в.): «Доводите от меня хотя бы один айат, рассказывайте о сынах Израилевых, в этом нет стеснения, а кто будет лгать преднамеренно, пусть приготовит себе место в огне».

Именно поэтому ‘Абдуллах б. ‘Амр, когда в его руки попали книги людей Писания в день битвы у Йармук, рассказывал людям то, что понимал из них. Однако эти рассказы людей Писания могут быть использованы только в качестве ознакомления о каких-то событиях, имевших место, а не для того, чтобы опираться на них как на достоверное свидетельство. Они делятся на три вида: первый, то, что мы считаем правильным, их правильность доказывают наши сведения; второй, то, что мы считаем ложью, их вымышленность доказывают наши сведения; третий, то, о чем мы молчим, т.е. правдивость или вымышленность их нам доподлинно не известна. Мы не верим им, но и не считаем ложью, нам только разрешено рассказывать о них. Большей частью это информация, в которой нет особой пользы, отчего люди Писания разногласят относительно их. Следуя им, и наши комментаторы Корана впадают в разногласия. Так, например, они упоминают имена юношей, бывших в пещере, их численность, цвет их собаки, из какого дерева был посох Мусы, о видах птиц, которых оживил Ибрахим и о многих других вещах, скрытых Всевышним в Коране, в конкретизации которых нет особого смысла.

Как сказал Аллах в Коране: «Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих». Препирайся относительно них только открыто, и никого не спрашивай о них». (18:22).

…Всевышний Аллах повествует здесь о трех высказываниях: первые два Он называет гаданием и умалчивает о третьем, возможно указывая на его правильность. Если бы оно было неправильным, Он опроверг бы его как первые два высказывания. Затем Аллах указывает на то, что в знании их числа нет никакой пользы. Приказывает не утруждать себя в бесполезных спорах вокруг того, в чем нет никакой практической пользы.

…Если же человек упоминает некое разногласие относительно чего-то и не перечисляет все мнения ученых в связи с этим вопросом, это неправильно, так как, возможно, правда в том, что он оставил не упомянув. Либо рассказав о неком разногласии, он оставил его так, не обозначив верного мнения из всех существующих, что тоже неправильно. Либо указал как правильное мнение на неправильное преднамеренно, что уже ложь, а если ошибся непреднамеренно, то это ошибка. В равной степени, если он дал повод к разногласиям, используя разные определения или высказываясь двояко. Да хранит нас Аллах от этого, Он наставляющий на прямой путь.

…Если ты не найдешь тафсира ни в Коране, ни в сунне, ни в высказываниях Пророка (с.г.в.), то большинство ученых обращается к словам учеников сподвижников (таби‘ун), таких как Муджахид, который был чудом в тафсире. Муджахид говорил: «…Я читал Коран Ибн ‘Аббасу трижды от Фатихи до конца Корана, останавливался у каждого айата и спрашивал у него о нем».

…Ша‘ба ибн ал-Хаджадж и другие говорят: «Мнения последователей сподвижников в других науках не являются сами по себе доказательством, так как же они могут служить доказательством в тафсире?». Т.е. они не служат доказательством против тех, кто им противоречит, и это правильно. Однако если они сойдутся во мнении относительно чего-то, то нет никакого сомнения в том, что это доказательство само по себе. Если они разногласят, то мнение одних из них не есть аргумент против мнения других.

Что касается тафсира Корана, который делается, опираясь на собственный взгляд и суждение, то он запрещен. Ибн ‘Аббас приводит слова Пророка (с.г.в.): «Кто истолкует Коран, опираясь на свое мнение или на то, чего он не знает, пусть приготовит себе место в огне». (Тирмизи, Ахмад, ат-Табарани). Ибн Джундуб приводит слова Пророка (с.г.в.): «Кто скажет о Коране что-то, основываясь на своем мнении, уже ошибся», или по другому преданию: «Кто скажет что-то о Коране, опираясь на свое мнение, и угадает, уже ошибся».

… Однажды у Абу Бакра (р.а.) спросили о словах Всевышнего Аллаха: «Ва факихатан ва аббан» («Фрукты и травы»). Он ответил: «Какое небо меня укроет и какая земля меня поднимет, если я скажу о Книге Аллаха то, чего не знаю». Анас (р.а.) передает, что … ‘Умар б.Хаттаб прочел на минбаре слова Всевышнего Аллаха: «Ва факихатан ва аббан» («Фрукты и травы»), затем сказал: «Что такое факиха мы знаем, но что такое абб?». Затем сказал самому себе: «Поистине, это чрезмерность, о ‘Умар».

…Некий человек спросил Ибн ‘Аббаса о значении слова день в айате (32:5): «…в некий день, протяжение которого – тысяча лет». Ибн ‘Аббас ответил ему вопросом на вопрос: «А что это за день в айате 70:4: «…в день, величина которого пятьдесят тысяч лет». Тогда человек сказал ему: «Это же я спрашиваю тебя, чтобы ты ответил» . На что Ибн ‘Аббас ответил ему: «Это два дня, их упоминает Аллах в Коране, и Аллах сам знает о них». То есть Ибн ‘Аббас не стал говорить о Книге Аллаха того, чего не знал.

Деятельность Ибн Касира в других областях науки.

Помимо знаменитого тафсира, перу ученого принадлежит еще несколько фундаментальных работ. Это «Ал-Бидайа ва-н-нихайа» («Начало и конец») – труд по истории в 14 томах, своего рода дополнение к труду ал-Барзали, который в свою очередь дополнил сочинение Шихаб ад-дина ал-Макдиси. «Ал-Бидайа ва-н-нихайа» состоит из трех частей. Первая повествует о сотворении Трона, небес и земли, ангелов и джиннов, Адама и других пророков до последнего пророчества. Вторая часть начинается от смерти Пророка до 768 года по хиджре. Третья часть о смутах и признаках Судного дня, о Воскрешении, о событиях Судного дня, о рае и аде. Среди предшественников, на труды которых опирался Ибн Касир, можно выделить работы ат-Табари, ал-Масуди, Ибн Асира. Ибн Касир, описывая хронологию событий, начинал с важнейших, затем переходил к биографиям видных деятелей того времени, часто цитировал стихи и айаты Корана, связанные с излагаемыми фактами. Работа ученого неоднократно переиздавалась.

Вторым важнейшим трудом по истории, принадлежащим перу Ибн Касира, считается сочинение «Ал-иджтихад фи талаб-л-джихад» («Старание на пути джихада»). В нем Ибн Касир описывает борьбу мусульман с крестоносцами в VIII веке хиджры, свидетелем которой был он сам. Эта работа также многократно переиздавалась.

К историческим произведениям можно отнести и книгу «Ас-сират ан-набавийа» (Жизнеописание Пророка (с.г.в.).

Перу Ибн Касира принадлежит также ряд работ по хадисоведению, часть книг была утеряна и упоминается лишь в работах средневековых авторов.

Литература

  1. Ал-мунтахаб фи тафсир ал-кур’ан ал-карим. – Казань, 2001.
  2. Аш-Шафи‘и Х.М. Ад-далил ал-муфахрас ли алфаз ал-кур’ан ал-карим. – Каир, б.г.
  3. Всемирная история. Под редакцией Н.А. Сидоровой, Н.И. Конрада, И.П. Петрушевского. Т.3. – М.: РАН, 1957.
  4. Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. – Бейрут, б.г.
  5. Ибн Касир. Мухтасар тафсир Ибн Касир. – Бейрут, 1401 х.
  6. Ибн Касир. Сахих мухтасар Ибн Касир. – Каир, 2002.
  7. История Востока. Т.2. – М.: РАН, 2000.
  8. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. – Ульяновск, 2003.
  9. Кулиев Э.Р. На пути к Корану. – М., 2003.

Ахметов Ж.А.


Страницы раздела «Научные статьи студентов»:



1 2 3 4 5 6