Зарипов Сулейман Гарифович

Родился в 1958 г. В 1986 г. окончил высшее медресе «Мир-Араб» (Бухара). С 1993 по 1996 гг. обучался в университете «Аль-Имам Мухаммад Согуд» (Суадовская Аравия). С 1998 г. по 2006 г. первый проректор РИУ.

РИУ – продолжение традиций мусульманского просвети-тельства России

Слава Аллаху, Господу миров. Благославение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду, его семье и сподвижникам и всем тем, кто последовал его праведным путем до Судного дня.

Распространение ислама в России напрямую связано с татарским народом, который одним из первых принял мусульманство. Ислам повлиял на менталитет, традиции, мировоззрение народа, всем лучшим мы обязаны исламу. Татарский народ хорошо усвоил одну из самых главных заповедей ислама – стремление к знаниям. Первая сура, ниспосланная Всевышним Аллахом в Коране, начиналась словами: «Читай именем Господа твоего…» читай – значит и учись, стремись к познанию, к пониманию истины.

Первые Кораны в России были изданы также татарами. Казанские печатники сумели выработать на основе наиболее удобного для чтения почерка «насх» характерный только для наших изданий шрифт, получивший название на Востоке казанского шрифта (Казан басмасы). Казанские Кораны быстро распространились в Средней Азии и на Кавказе, неся свет знаний многим мусульманам, облегчая чтение и понимание Корана.

Такие татарские религиозные ученые и просветители как Р.Фахретдинов, Ш.Марджани, Курсави их предшественники Мухаммадьяр, Утыз Имяни, А. Каргалый и многие другие навсегда вписаны золотыми буквами в историю развития мусульманской философской мысли. Книги, выпущенные этими учеными, и сегодня служат людям и пользуются порой даже большей популярностью, чем современные книги. Говоря об образованности татарских мусульман нужно отметить, что в Казанской губернии, почти в каждом приходе существовало небольшое медресе, и на каждые 150 жителей-мусульман приходилась одна мечеть и один мулла. Для сравнения у православных русских один священник приходился на 1500 человек. Каждый мусульманин татарин умел читать и писать на своем родном языке, умел читать Коран, знал все необходимые молитвы.

В годы Советской власти религия ушла в глубокое подполье, но продолжала жить в людях, которые умели читать Коран и книги, написанные на старотатарском языке. Эти книги читались не только татарами, но и другими мусульманскими народами. Несмотря на все трудности, татарские ученые изучали религиозное наследие татарского народа и знакомили с ним людей, хотя, конечно, это приходилось делать во многом с критической точки зрения.

В последнее время ислам вновь возрождается. Ощущая духовный голод и падение нравственности, люди обращаются к вере. Религия вновь начинает занимать свое важное место в жизни каждого простого человека. В разных городах России начали открываться медресе, куда поступало учиться много молодых людей. С открытием границ молодежь направилась учиться в мировые религиозные центры за рубеж. К сожалению, при многих преимуществах учебы за границей это принесло и много проблем. Молодые люди, уехав в мусульманские стра-ны Ближнего Востока, не имея пред-ставления о религиозных традициях своего народа, по возвращении под-вергали неоправданной критике тра-диционно сложившееся религиозное мировоззрение татар. Непонимание разницы мазхабов – религиозных юридических школ – приводили к разного рода конфликтам, тогда как татары имеют уже многовековой опыт следования ханафитскому маз-хабу. В этих условиях возникла не-обходимость создания своей высшей мусульманской школы. Мысль о создании университета появилась уже в 1995 году, и в 1998 году на базе Галеевской мечети Казани был открыт первый факультет Россий-ского исламского университета. Это был факультет шариата. Мы очень благодарны за помощь и поддержку М. Ш. Шаймиеву, Р. С. Хакимову, ставшему одним из учредителей университета, Председателю совета муфтиев России Р. Гайнутдинову, Председателю духовного управле-ния мусульман Татарстана Гусман хазрату Исхакову. Нужно отметить его особый вклад в это дело. Он вплотную занимался всеми вопро-сами, связанными с открытием уни-верситета, обеспечением его мате-риальной базой, квалифицирован-ными кадрами и многими другими вопросами.

С самого начала своей деятельности РИУ тесно общается с другими учебными и научными центрами, приглашая на работу опытных преподавателей, участвуя в различных конференциях. Активно шла подготовка к получению лицензии РФ. Для этого была создана совместно с зарубежными коллегами программа религиозного обучения. Также был представлен весь блок гуманитарных светских наук, объем которого позволяет нашим студентам изучить гуманитарные дисциплины на должном уровне. Особые слова благодарности хочется выразить тем ученым Татарстана, которые читают познавательные лекции нашим учащимся. Нужно заметить, что в преподавании религиозных наук, мы пока вынуждены обращаться к нашим коллегам из-за рубежа, так как у нас нет преподавателей, знающих эти предметы на необходимом уров-не. Параллельное изучение религиозных и светских знаний есть требование времени, так как обществу нужны люди, которые могли бы грамотно и доступно доводить и объяснять людям ислам. Нам бы хотелось, что бы Российский Исламский университет стал престижным учебным заведением и встал в один ряд с известными мусульманскими университетами арабского востока.

На сегодняшний день в Российском Исламском университете учат-ся около полутора сотни студентов из разных уголков Татарстана и Рос-сии. Правительство Республики пе-редало нам в безвозмездное пользо-вание большое здание, реконструк-цию и ремонт которого, мы завер-шили при помощи наших братьев из Исламского банка развития, при участии кабинета министров РТ и мэра города Казани Камиля Шами-левича Исхакова. Сейчас в этом здании трудятся десятки людей на бла-го духовного развития нашей моло-дежи и народа в целом.

Сегодня для нас особый интерес представляет учение Хусаина Фаизханова, известного татарского просветителя, который еще в середине XVIII века обосновал необходимость создания при поддержке российского правительства так называемого «специального медресе». Здесь учащиеся первые три года должны были обучаться по программе гимназий с преподаванием арабского, персидского и тюркского языков, а также изучать исламские науки: тафсир, хадисы, юриспруденцию и философию ислама. После этого они имели возможность продолжить своё образование на одном из двух отделений: восточном, где, помимо традиционных исламских дисциплин, изучались бы русский, французский и немецкий языки и основные гимназические курсы; светском, в котором преобладало бы преподавание гимназических предметов с углубленным изучением западных языков, турецкого языка и общих предметов по исламоведению.

Таким образом, Хусаин Фаизханов предлагал создать высшее учебное заведение, где бы готовили не только квалифицированных представителей мусульманского духовенства и учительские кадры, но и образованных молодых людей, адаптированных к условиям российской жизни и способных продолжить свое образование в российских университетах.

Идея Хусаина Фаезханова оказалась очень актуальной и сейчас, она, можно сказать, нашла свое воплощение через полтора столетия в открытии нашего Исламского университета. Мы смогли открыть два факультата: факультет Корана и шариатский. Открылась кафедра естественно-гуманитарных наук. На факультете Корана мы готовим специалистов по Корану. Они должны хорошо знать тафсир (объяснение) Священной Книги и планируется, что несколько студентов по окончании станут хафизами Корана, то есть, выучат его наизусть. В июне 2003 года мы планируем открыть специализированный Центр по подготовке хафизов Корана, до сегодняшнего дня таких специалистов готовили только в странах мусульманского Востока.

На факультете шариатских наук шакирды изучают мусульманское право на основе ханафитского мазхаба. Уже был первый выпуск, часть выпускников осталась преподавать в университете, часть уехала за рубеж продолжить образование. Также были открыты подготовительные курсы, для желающих поступить на факультеты университета. Шакирды с подготовительного отделения учатся и живут вместе со студентами факультета. Опыт показал, что один или два года подготовительного отделения помогают студентам впоследствии легче успевать и усваивать материал университетской программы. Руководство университета и преподавательский состав стараются максимально привлекать к совместной работе студентов старших курсов. Это помогает созданию хорошего микроклимата и облегчает воспитательную работу среди учащихся. Мы понимаем, что для создания полноценного, настоящего университета требуется не один год. Однако мы полны оптимизма и надеемся, что первый Исламский университет станет логическим продолжением тех традиций, которые были заложены еще первыми татарскими мусульманскими просветителями и станет завершающим звеном в системе мусульманского образования в России.


Популярное
Глава МИД России Сергей Лавров 9-11 мая будет находиться в США с рабочим визитом. Там он проведет переговоры с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном, сообщает пресс-служба госдепартамента. ...
По данным Роспотребнадзора, начался период весенней активизации клещей, пик которого приходится на май и начало июня. Уже в пятнадцати регионах России зафиксированы случаи обращения к врачам людей, укушенных клещами. ...

1 2 3 4 5 6