Закиров Габдрашид Габдулхакович

Родился в 1953 г. В 1975 г. окончил Казанский государственный институт. С 1985 г. кандидат физико-математических наук. Старший научный сотрудник института физики АН РФ. С 1994 по 1998 гг. завуч в КВММ им. 1000 летия принятия Ислама. С 1999 г. по 2006 г. проректор по учебно-воспитательной и научной работе.

Силу знаний умножит духовность

(Интервью, данное Габдрашитом Закировым
газете «Татарские края», №50, 2002. – С.5. )

Габдрашит хазрат, как вы лично пришли к Исламу?

Прежде всего, благодаря влиянию отца и матери: в них я видел для себя пример мусульманского поведения, образа жизни. У них я с детства учился молитвам.

Вы получили и светское образование?

Я окончил физический факультет Казанского государственного университета, и впоследствии стал даже кандидатом физико-математических наук, однако со временем моё восприятие жизненных ценностей изменилось, и я пошёл по духовному пути развития, как говорится, "все возвращаются на круги своя".

Какие работы курсовые, дипломные пишут учащиеся и выпускники университета?

"Коран и современная наука", "Ислам против наркотиков", "Забота Ислама об общественном здоровье", "Ислам и безопасность жизнедеятельности" и другие.

Является ли Российский исламский университет высшим в России учебным заведением в своём роде?

Конечно, в Москве и на Кавказе есть и другие схожие учебные заведения, но по ряду показателей можно считать превосходящим именно наш университет.

Каковы отношения между медресе "Мухаммадия" и вашим университетом?

"Мухаммадия" лицензировано в Татарстане, наш же университет – в Москве. Наши учебные заведения сотрудничают, некоторые учителя преподают параллельно в обоих заведениях. Наши шакирды тоже встречаются, общаются: мы проводим совместные спортивные соревнования, конференции, на которых, кстати, могут появляться и гости из различных светских учебных заведений.

Насколько активно занимаются спортом, физкультурой в Российском исламском университете?

У нас есть спортивный зал, который никогда не пустует, шакирды сдают определённые зачёты, экзамены. Особенной популярностью среди шакирдов пользуется национальная борьба "кереш".

Преподают ли у вас учителя из других регионов?

Три педагога у нас родом из Таджикистана, двое – из Узбекистана, один – из Ирака, а до недавнего времени преподавал и уроженец Египта. Но, конечно же, основной преподавательский контингент – татары.

Как у вас ведётся предмет "информатика"?

Её ведёт Ильшат Назипов, великолепный учитель, преподающий, кстати, и в педагогическом университете. У нас два класса информатики, в которых более двадцати компьютеров, сканеры, принтеры и ксерокс.

Шакирды каких национальностей учатся в университете?

Наше высшее учебное заведение интернациональное. У нас учатся шакирды татарской, башкирской, русской, курдской, чеченской, узбекской и других национальностей. А некоторые учащиеся, среди которых есть таджики и чеченцы, даже несколько преуспевают в изучении одного из государственных языков – татарского.

Вы бывали в хадже?

В хадже я был два раза. Исполнение обряда хаджа для мусульманина является "фарыз" – обязательным.

В некоторых направлениях христианства считается, что можно после греха совершить благодеяние, чем грех смывается, так сказать, "индульгенция избавляет". В буддизме же считается, что не исчезает ни грех, ни благодеяние. Вам не кажется, что некоторые рассуждения мусульманских теоретиков имеют тенденцию к "христианизации"?

Христианская идея отпущения грехов, к сожалению, стараниями "некоторых" изображается как мусульманская, однако я считаю, что в настоящем исламе нет никаких посредников.

Как вы относитесь к тэнгрианству, а частности, к посещению древних Булгара, Биляра?

Это всё – исходя из целей: если человек посещает прежние святыни ради почитания их как символов научных центров формирования нашего народа – это можно только одобрить. Однако в религиозном отношении я, как и следует по исламу, являюсь мусульманином, в качестве единственного места совершения хаджа признаю Мекку.

На одной из дверей в университете надпись "швейный цех".

Да, в цехе вышивается мусульманская одежда, но для университета, и этот цех коммерческой структурой не является.

Габдрашит хазрат, как вы относитесь к последним "паспортным выступлениям"?

Я считаю справедливым разрешить всем мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках.

Во время пребывания за рубежом было ли чтонибудь интересное в отношениях женской и мужской части общества?

В некоторых странах Востока есть отдельные автобусы для женщин и мужчин, а в Иордании, например, по действующим правилам пассажир в транспорте не должен стоять, однако к женщине на соседнее сиденье может подсаживаться только женщина, то же самое относительно сильного пола. Это очищает общество от греховности.

Но если взглянуть на некоторые города России, транспортная проблема – действительно проблема: можно остаться и без пуговиц, и без кошелька…

Каковы интересные аспекты взаимодействия Ислама и экономики?

Если взглянуть на работу банков, то окажется, что многие банки наживаются на кредитах, процентах, что Исламом не приветствуется. Однако действуют и арабские мусульманские банки, в которых запрещены подобные ростовщические проценты.

Когда компьютеры и Интернет проникли в арабские страны, то многим мужчинам это не понравилось, так как научнотехнический прогресс повысил вероятность "виртуальных измен" супругов…

У любого новшества могут быть как положительные, так и отрицательные стороны. Надо стремиться действительно к полезному. Взять хотя бы уже давно ставшее привычным телевидение, обращаясь к которому надо избегать сцен, содержащих в себе насилие, порнографию и т.д.

Как вы относитесь к переходу на латинскую графику?

Мне кажется более интересной и естественной идея возвращения к арабскому письму.

В настоящее время на улицах Казани можно встретить девушек в платках, мусульманок, но говорящих по-русски, что даёт повод к мысли о том, что, призванные укрепить нацию, духовные заведения на самом деле воспитывают "касту русскоязычных мусульман". Каков ваш взгляд на это?

Я думаю, ситуация не на сто процентов такова. Может быть и так, что девушка, например, выучилась в Париже, в результате подзабыв и русский, и татарский… Мне кажется, человек должен стремиться освоить как можно больше языков. Как говорят на востоке, "сколько языков человек знает, столько раз он человек". Если на земле существует 6000 языков, то и все они созданы по воле Аллаха. Религия Ислам ниспослана Всевышним для всех народов, несмотря на различие в языках или расу. А язык – это ключ, ключ к знаниям, к общению с другими людьми.

Абдурашит хазрат, расскажите об Исламском университете. Когда он появился, по чьей инициативе и какие предметы сейчас преподаются в этом вузе?

Это произошло в марте 1998 года, когда новый муфтий Гусман хазрат решил организовать университет в здании бывшей мечети. Осенью 1998 года мы набрали студентов на шариатский факультет составили программы, расписание – и начали заниматься. То есть начали уже более или менее полнокровную деятельность. Инициатива исходила и со стороны руководителей республики, и со стороны духовенства. Основная цель – это подготовка отечественных исламоведов, религиоведов, духовных деятелей, и не только с религиозными, но и светскими знаниями. Это как раз и определило характер нашей деятельности. Преподаются у нас в основном религиозные исламские предметы, хотя на старших курсах мы изучаем и другие конфессии. Дополнительно – светские предметы, языки: татарский, арабский, русский, английский. С первого курса преподаются информатика, история России и Татарстана, психология, педагогика. Кроме того – история религии, философия, риторика, в общем предметы гуманитарного направления.

Сколько лет учатся студенты в вашем университете?

У нас бакалавриат – четыре года. А насчёт диплома – тут с государством, с российским Министерством образования ещё надо определиться. Мы бы хотели, чтобы у нас были и свой с государственный дипломы. Однако нам говорят, что религиозному учебному заведению не могут дать право выдавать светский диплом, так как религия в России отделена от государства. И мы либо должны готовить религиозных деятелей, либо преподавать по светским направлениям. Но ведь иметь возможность давать два диплома хотим не только мы, но и христианские учебные заведения, семинарии.

А могут ли у вас учиться русские, немусульмане?

Немусульмане – нет, атеисты – тоже. У нас в уставе университета записано, что человек, который поступает сюда учиться, работать или чтото делать (даже обслуживающий персонал), должен знать и соблюдать основы ислама. У нас работают женщины, они одеваются согласно исламским требованиям, мужчины тоже. Но нет очень строгих требований.

С какими зарубежными университетами вы поддерживаете наиболее тесные контакты?

Мы стараемся поддерживать контакты с теми учебными заведениями и университетами, которые близки нам по духу, требованиям, направлению. В настоящее время мы поддерживаем связи с двумя университетами: один из них в Иордании, мы там даже два года назад побывали и стажировались по арабскому языку и студенты и преподаватели. Там действительно и христиане и мусульмане учатся вместе. Это негосударственный университет, но там есть и религиозные и светские факультеты. В прошлым году к нам оттуда приезжали преподавать два доктора. У нас большой дефицит преподавателей высокого уровня по религиозным наукам, и таким образом тоже выходим из положения. А вот наши студентыстаршекурсники, будущие выпускники, стажируются сейчас в Каирском университете. Это один из самых древних университетов в мире, он очень большой. Там тоже сильны и религиозное и светское образование.

Как вы относитесь к тому, что в последние годы, в связи, например, с событиями в Чечне и НьюЙорке, ислам стал ассоциироваться с терроризмом?

Знаете, мы изучаем ислам по его источникам и с уверенностью можем сказать, что никакого отношения к истинному исламу терроризм не может иметь. Что касается тех людей, которые называют себя мусульманами, а решают какието другие задачи и, может быть, выполняют чьито заказы, – здесь уж каждый отвечает за свои действия сам, но нельзя считать, что они истинные мусульмане. Наше отношение такое, что если ктото чтото совершил, если выдвигается обвинение, то обязательно должно быть доказательство. Просто так, голословно создать такой образ и применять его в какието идеологических целях это мы уже прошли в советское время, и в принципе это очень опасное дело. Сейчас ведь коекто хочет разделить цивилизацию на две части – мусульманство и весь остальной мир, но это ни к чему хорошему не приведёт. Сами же мы не различаем людей ни по цвету кожи, ни по национальности, ни по социальному положению, то есть мы понимаем так, что ислам ниспослан для всех людей у нас нет предубеждения, что русские, или чуваши, или ктото ещё недостойны нашей религии и не могут следовать её требованиям. Мы к любому человеку относимся как к потенциальному брату, если он в принципе признаёт существование ислама. Такое миротворческое начало есть в исламе изначально.


Популярное
Глава МИД России Сергей Лавров 9-11 мая будет находиться в США с рабочим визитом. Там он проведет переговоры с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном, сообщает пресс-служба госдепартамента. ...
По данным Роспотребнадзора, начался период весенней активизации клещей, пик которого приходится на май и начало июня. Уже в пятнадцати регионах России зафиксированы случаи обращения к врачам людей, укушенных клещами. ...

1 2 3 4 5 6